Метод интервью в изучении элитных групп: власть и бизнес

Научная статья
Для цитирования
Чирикова А. Е. Метод интервью в изучении элитных групп: власть и бизнес // Власть и элиты. 2025. Том 12. № 2. С. 7-37. DOI: https://doi.org/10.31119/pe.2025.12.2.1 EDN: OEWMRG

Аннотация

Статья посвящена методологической проблеме использования интервью в социологических исследованиях элитных групп. В тексте представлен краткий историографический обзор работ зарубежных и отечественных социологов, изучавших элитные группы посредством интервью в XX–XXI вв., и излагаются собственные методологические наработки автора, касающиеся подготовки гайдов, получения доступа к влиятельным респондентам и техники ведения интервью с разными представителями элиты (чиновниками и бизнесменами). В статье обобщается опыт более 1000 интервью, проведенных автором в разные годы при изучении московских, региональных и локальных элит. Интервью с закрытыми элитными группами показали, что получение достоверной информации от действующих властных и бизнес-акторов далеко не прямолинейный процесс. Он требует особой техники, которая бы позволила добиться точной информации. Коммуникация с элитными группами нередко сопровождается осознанными или неосознанными искажениями при описании повседневных практик. С одной стороны, данные искажения вызваны привычкой элитных групп общаться со СМИ и демонстрировать в этом общении исключительно позитивную картину происходящего во власти и бизнесе. С другой стороны, они могут быть обусловлены нежеланием отвечать на неудобные вопросы (например, о неформальных практиках взаимодействия внутри элитных групп). В представленном исследовании с опорой на классификацию видов слушания Иствуда Атватера автор описывает приемы, которые позволяют интервьюеру удерживать внимание представителей разных элитных групп, минимизируют стереотипные суждения и позволяют глубже проникать в повседневные практики управления региональным и городским развитием, а также бизнес-процессами.
Ключевые слова:
метод интервью, локальные элиты, деловая элита, техники ведения интервью, обработка материалов интервью

Биография автора

Алла Евгеньевна Чирикова, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
доктор социологических наук, главный научный сотрудник Сектора исследований личности

Литература

1. Атватер И. Я вас слушаю...: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. М.: Экономика, 1984. 111 с.

2. Барсукова С.Ю. Сращивание теневой экономики и теневой политики // Мир России: социология, этнология. 2006. Т. 15. № 3. С. 158–179. EDN: HUBUVZ

3. Белановский С. Глубокое интервью и фокус-группы. Изд. 3-е, перераб. М.: Директ-Медиа, 2022. 456 с.

4. Белановский С.А. Репрезентативность качественных опросов // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2023. Т. 15. № 1. С. 69–94. https://doi.org/10.19181/inter.2023.15.1.4. EDN: BFQZVX

5. Белановский С.А. Сравнительный анализ свободного и формализованного интервью в социально-экономических исследованиях // Сравнительный анализ и методики социологических исследований / Ред. В.Г. Андреенков, С.М. Маслова. М.: Институт Социологии РАН, 1989. С. 121–141.

6. Бунин И. Бизнес в России. 40 историй успеха. М.: Издательство Око, 1994. 319 с.

7. Ваньке А.В., Полухина Е.В., Стрельникова А.В. Как собрать данные в полевом качественном исследовании. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. 256 с.

8. Васильева М.Н. Использование мягких интервью в социологии (на примере изучения социо-ментальных систем). Автореф. дис. канд. социол. н.: 22.00.01. М.: МГУ, 1997. 18 с.

9. Воронков В. От объяснения к пониманию: в развитие дискуссии // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2004. № 5. С. 43–44. EDN: PHHDGL

10. Воронков В. Этот безумный, безумный, безумный количественный мир // Неприкосновенный запас. 2004. № 3 (35). С. 23–26.

11. Воронков В. Чему альтернативна «альтернативная» социология? // Мыслящая Россия: Картография современных интеллектуальных направлений / Ред. В. Куренной. М.: Некоммерческий фонд «Наследие Евразии», 2006. С. 221–230.

12. Высшее образование в России: правила и реальность / Ред. С.В. Шишкин. М.: Независимый институт социальной политики, 2004. 205 с.

13. Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период: Сб. научн. cт. / Ред. Е. Здравомыслова, А. Темкина. СПб.: Центр Независимых Социальных Исследований, 1996. 81 с.

14. Лукина М.М. Технология интервью. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2003. 191 с.

15. Микульский К.И., Бабаева Л.В., Таршис Е.Я., Резниченко Л.А., Чирикова А.Е. Российская элита: опыт социологического анализа. Ч. 1. Концепция и методы исследования. М.: Наука, 1995. 39, [2] с.

16. Оберемко О.А., Терентьева Н.Н. Фокусированное интервью по Роберту Мертону: особенности и критерии эффективности метода // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2018. № 6. С. 74–90. https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.6.04. EDN: ZYHYL

17. Погосян Г.А. Метод интервью и достоверность социологической информации. Ереван: Институт философии и права, 1985. 142 с.

18. Практики анализа качественных данных в социальных науках: учеб. пособие / Ред. Е.В. Полухина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. 383 с.

19. Радаев В. Кому принадлежит власть на потребительских рынках: Отношения розничных сетей и поставщиков в современной России. М.: Изд. дом «Высшая школа экономики», 2011. 383 с.

20. Рождественская Е.Ю. Интервьюируя элиту и селебрити: сравнительный анализ возможностей и ограничений // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5 (165). С. 64–91. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.5.1988. EDN: FKBUMP

21. Pождественская Е.Ю. Cловами и телом: травма, нарратив, биография // Травма: Пункты: Сб. ст. / Ред. С. Ушакин, Е. Трубина. М.: Новое литературное обозрение, 2009. С. 108–132.

22. Савинская О.Б. Субъективность в качественном исследовании: новые подходы // Социологические исследования. 2007. № 10. С. 122–131. EDN: IJAHSR

23. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Добросвет, 1998. 289 с.

24. Семенова В.В. Эвристический потенциал качественной методологии в современной российской социологии: Дис. … доктор социол. н.: 22.00.01. М., 2000. 272 с.

25. Социальные неравенства и социальная политика в современной России / Ред. М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова. М.: Наука, 2008. 423 с.

26. Шишкин С.В., Богатова Т.В., Потапчик Е.Г., Чернец В.А., Чирикова А.Е., Шилова Л.С. Неформальные платежи за медицинскую помощь в России. М.: МОНФ, 2003. 168 с.

27. Чирикова А.Е. Лидеры российского предпринимательства: менталитет, смыслы, ценности. М.: Институт социологии РАН, 1997. 201 с.

28. Чирикова А.Е. Региональные парламенты: ресурсный потенциал и неформальные правила политической игры // Власть и элиты в российской трансформации / Ред. А.В. Дука. Санкт-Петербург: Интерсоцис, 2005. С. 194–222.

29. Чирикова А.Е., Ледяев В.Г. Власть в малом российском городе. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. 416 с.

30. Aberbach J.D., Rockman B.A. Conducting and coding elite interviews. PS: Political Science and Politics. 2002. Vol. 35. No. 4. P. 673–676. https://doi.org/10.1017/S1049096502001142

31. Beamer G. Elite interviews and state politics research. State politics & policy quarterly. 2002. Vol. 2. No. 1. P. 86–96. https://doi.org/10.1177/153244000200200106

32. Berry J.M. Validity and reliability issues in elite interviewing. PS: Political science and politics. 2002. Vol. 35. No. 4. P. 679–682. https://doi.org/10.1017/S1049096502001166

33. Cochrane A. Illusions of power: Interviewing local elites. Environment and Planning A. 1998. Vol. 30. No. 12. P. 2121–2132. https://doi.org/10.1068/a302121

34. Goldstein K. Getting in the door: Sampling and completing elite interviews. PS: Political science and politics. 2002. Vol. 35. No. 4. P. 669–672. https://doi.org/10.1017/S1049096502001130

35. Harvey W.S. Methodological approaches for interviewing elites. Geography compass. 2010. Vol. 4. No. 3. P. 193–205. https://doi.org/10.1111/j.1749-8198.2009.00313.x

36. Hirschhorn L. The workplace within: Psychodynamics of organizational life. Cambridge, MA: MIT Press, 1988. 278 p.

37. Hunt W.H., Crane W.W., Wahlke J.C. Interviewing political elites in crosscultural comparative research. American journal of sociology. 1964. Vol. 70. No. 1. P. 59–68.

38. Kincaid H.V., Bright M. Interviewing the business elite. American journal of sociology. 1957. Vol. 63. No. 3. P. 304–311. https://doi.org/10.1086/222223

39. Leech B.L. Interview methods in political science. PS: Political science and politics. 2002. Vol. 35. No. 4. P. 663–664. https://doi.org/10.1017/S1049096502001117

40. Lilleker D.G. Interviewing the political elite: Navigating a potential minefield. Politics. 2003. Vol. 23. No. 3. P. 207–214. https://doi.org/10.1111/1467-9256.00198

41. Peabody R.L. et al. Interviewing political elites. PS: Political science and politics. 1990. Vol. 23. No. 3. P. 451–455. https://doi.org/10.2307/419807

42. Richards D. Elite interviewing: Approaches and pitfalls. Politics. 1996. Vol. 16. No. 3. P. 199–204. https://doi.org/10.1111/j.1467-9256.1996.tb00039.x

43. Rivera S.W., Kozyreva P.M., Sarovskii E.G. Interviewing political elites: Lessons from Russia. PS: Political science and politics. 2002. Vol. 35. No. 4. P. 683–688. https://doi.org/10.1017/S1049096502001178

44. Thomas R.J. Interviewing important people in big companies. Journal of contemporary ethnography. 1993. Vol. 22. No. 1. P. 80–96. https://doi.org/10.1177/089124193022001006

45. White S. Kryshtanovskaia O., Kukolev I., Mawdsley E., Saldin P. Interviewing the Soviet elite. The Russian review. 1996. Vol. 55. No. 2. P. 309–316. https://doi.org/10.2307/131843

46. Woliver L.R. Ethical dilemmas in personal interviewing. PS: Political science and politics. 2002. Vol. 35. No. 4. P. 677–678. https://doi.org/10.1017/S1049096502001154
Статья

Поступила: 12.08.2025

Опубликована: 11.11.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Чирикова, А.Е. 2025. Метод интервью в изучении элитных групп: власть и бизнес. Власть и элиты. 12, 2 (ноя. 2025), 7-37. DOI:https://doi.org/10.31119/pe.2025.12.2.1.
Раздел
Проблемы исследования элит и властных отношений