Стратегическая культура и элиты: политико-теоретические аспекты аналитики
Научная статья
Для цитирования
Гуторов В. А. Стратегическая культура и элиты: политико-теоретические аспекты аналитики // Власть и элиты. 2025. Том 12. № 3. С. 7-30. DOI: https://doi.org/10.31119/pe.2025.12.3.1 EDN: PHQTOY
Аннотация
Понятие стратегической культуры изначально ассоциировалось с национальными традициями, ценностями, взглядами, образцами поведения, привычками, символами, достижениями и конкретными способами адаптации к окружающей среде и решению проблем, связанных с угрозой или применением силы. Как один из основных элементов политики, стратегическая культура отражает фундаментальные потребности государства в безопасности. Она представляет собой организационное поле, внутри которого генерирование идей в форме интеллектуального экспериментирования и рефлексивное осмысление идеологических практик могут рассматриваться как единый дискурсивный процесс, оказывающий мощное воздействие на политическое сознание. Западные исследования стратегической культуры прошли три стадии развития. Первое поколение конца 1970 — начала 1980-х гг. состояло из советологов и специалистов в области политики безопасности, не испытывавших никаких теоретических амбиций. Второе поколение, появившееся в середине 1980-х гг., также сосредоточилось на сверхдержавах, но в своих рассуждениях ориентировалось преимущественно на грамшианскую перспективу. Представители третьего поколения с начала 1990-х гг. стремились изучать роль стратегических и организационных культурных норм в стратегическом выборе, одновременно пытаясь оценивать и объяснять новые подходы, которые не вписывались в доминирующие неореали
стические объяснения (А.А. Джонстон). Стратегическая культура, постепенно утверждая свой статус в международной политической теории, в основном рассматривалась как эквивалент ценностей, моделей поведения или системы символов. В теоретическом и методологическом плане наибольшего внимания заслуживает острая дискуссия между К. Греем и А. Джонстоном об исходных принципах, на основе которых определение стратегической культуры может считаться объективным и непротиворечивым. Как полагает К. Грей, основная причина аберраций А. Джонстона состоит в том, что он пытался отделить идеи от поведения. Напротив, стратегическую культуру следует рассматривать и как контекст, формирующий поведение, и как саму составляющую этого поведения. Человек, организация или сообщество безопасности, лишившиеся культуры, по определению выводятся из процесса изучения опыта своего прошлого и как бы выпадают из последнего. Философский вектор теоретического спора между двумя выдающимися учеными и теоретиками вполне определенно указывает на спонтанное стремление к реконцептуализации стратегической культуры с учетом «грамшианской перспективы». В наши дни, благодаря многогранной, продолжавшейся многие десятилетия работе, связанной с экзегетикой текстов Антонио Грамши, а также интерпретацией и реинтерпретацией его политико-философского наследия, большинство ученых начинают постепенно разделять позицию, согласно которой в трудах и политической практике Грамши предтюремного периода идея культурных институтов занимала особое «стратегическое место» (Р. Уильямс, П. Мерли). В начале 1980-х гг. А. Коэн в работе «Политика культуры элит» использовал сходные в типологическом плане аналитические принципы с целью исследования драматического процесса, лежащего в основе «развития мистицизма в артикуляции элитарной организации». Совокупность символических верований и задействованных в этом драматургических практик формирует нормативную культуру, которая посредством различных процессов мистификации разрешает главное противоречие в формировании и функционировании элитной группы. Одна из непосредственных целей аналитики Коэна заключалась в том, чтобы обосновать в конечном итоге стратегически акцентуированное определение элит. На рубеже 1980–1990-х гг. широкое применение методов дискурс-анализа в политических науках во многом способствовало возникновению новых тенденций «спецификации» элит. Типичным примером в этом плане является обоснование Т. ван Дейком правомерности выделения категории «символические элиты» для лучшего понимания особенностей современного публичного дискурса. Однако в плане дискурсивной вариативности еще бóльшую роль в области анализа элит сыграло возникновение в начале XXI в. нового научного направления, получившего название «дискурсивный институционализм», который является зонтичной концепцией для широкого спектра работ в области политической науки, учитывающих основное содержание идей и интерактивные процессы, посредством которых идеи передаются и обмениваются через дискурс (В.А. Шмидт). В рамках нового направления возник широкий спектр дефиниций, отражающих стремление специалистов выявить новые аспекты активного воздействия идей на институциональные процессы и проекты. Идеи рассматриваются как переключатели интересов, дорожные карты, как стратегические конструкции или стратегическое оружие в борьбе за контроль, как нарративы, формирующие понимание событий, или как «референтные рамки», разновидности коллективной памяти или национальных традиций. Методологические установки и «программные убеждения» сторонников нового направления действительно способствовали в конечном итоге «переключению внимания» политологов в направлении реинтерпретации стратегической культуры. Они стремятся концептуализировать стратегическую культуру как состоящую из субкультур, каждая из которых обладает своей собственной индивидуальностью и базируется на мировоззрении элитной группы, социальный статус которой обеспечивает им легитимность, необходимую для вмешательства в публичную сферу. Отнюдь не «побочным эффектом» обозначенного выше «поворота к идеям» в форме дискурсивного институционализма может считаться разработка Дж. Уэдел концепции «элит влияния» (influence elites), тесно взаимосвязанной с ее многочисленными работами, посвященными проблемам коррупции, источником которых она считает современные «властные элиты» и «теневые элиты».
Ключевые слова:
политические стратегии, стратегическая культура, элиты, культурные нормы, государство, политика безопасности, политические идеологии, дискурсивный институционализм, политическое сознание
Литература
1. Birtchnell Th. Shadow elite: How the world’s new power brokers undermine democracy, government, and the free market by Janine R. Wedel. Contemporary sociology: A journal of reviews. 2011. Vol. 40. No. 1. P. 103–104. https://doi.org/10.1177/0094306110391764hhh.
2. Bobbio N. Politica culturale e politica della cultura. Rivista di filosofia. 1952. Vol. 43. No. 1. P. 61–74.
3. Bobbio N. Difesa della libertà. Società. 1952. Vol. 8. No. 3. P. 512–520.
4. Bourdieu P. Homo academicus. Paris: Les Éditions de Minuit, 1984. 320 p.
5. Capoccia G., Daniel R., Kelemen D.R. The study of critical junctures: Theory, narrative and counterfactuals in historical institutionalism. World politics. 2007. Vol. 59. No. 3. P. 341–369. https://doi.org/10.1017/S0043887100020852
6. Carley R.F. Cultural studies methodology and political strategy: Metaconjuncture. Cham: Palgrave Macmillan, 2021. 142 p.
7. Cohen A. Two-Dimensional man: An essay on the anthropology of power and symbolism in complex society. Berkeley; Los Angeles; London: Routledge, 1974. 156 p.
8. Cohen A. The politics of elite culture. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 2020. 257 p.
9. Cultural Values in Strategy and Organization. Ed. by T.K. Das. Charlotte, NC: Information Age Publishing, Inc., 2021. 362 p.
10. Dumas L.J., Wedel J.R., Callman G. Confronting corruption, building accountability: Lessons from the world of international development advising. New York: Palgrave Macmillan, 2010. 203 p.
11. Eagleton T. Marxism and deconstruction. Contemporary literature. 1981. Vol. 22. No. 4. P. 477–488. https://doi.org/10.2307/1207879
12. Eyal G., Buchholz L. From the sociology of intellectuals to the sociology of interventions. Annual review of sociology. 2010. Vol. 36. No. 1. P. 117–137. https://doi.org/10.1146/annurev.soc.012809.102625
13. Faucheux C. Strategy formulation as a cultural process. International studies of management and organization. 1977. Vol. 7. No. 2. P. 127–138. https://doi.org/10.1080/00208825.1977.11656225
14. Gray C.S. Strategic culture as context: The first generation of theory strikes back. Review of international studies. 1999. Vol. 25. No. 1. P. 49–69. https://doi.org/10.1017/S0260210599000492
15. Holt D., Cameron D. Cultural Strategy: Using innovative ideologies to build breakthrough. Oxford: Oxford University Press, 2010. 387 p.
16. Jones G. L. Elite culture, popular culture and the politics of hegemony. History of European ideas. 1993. Vol. 16. No. 1–3. P. 235–240. https://doi.org/10.1016/S0191-6599(05)80123-8
17. Johnston A.I. Thinking about strategic culture. International security. 1995. Vol. 19. No. 4. P. 32–64. https://doi.org/10.2307/2539119»10.2307/2539119
18. Johnston A.I. Cultural realism: Strategic culture and grand strategy in Chinese history. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1998. 307 p.
19. Johnston A.I. Strategic cultures revisited: Reply to Colin Gray. Review of international studies. 1999. Vol. 25. No. 3. P. 519–523. https://doi.org/10.1017/S0260210599005197
20. Johnston M. Shadow elite: How the world’s new power brokers undermine democracy, government and the free market by Janine R. Wedel. New York: Basic Books, 2009. Governance. 2013. Vol. 26. No. 4. P. 698–700. https://doi.org/10.1111/gove.12051
21. Keller J., Wen Chen E. Culture, paradoxical frames, and behavioral strategy. Cultural values in strategy and organization. Ed. by T. K. Das. Charlotte, NC: Information Age Publishing, Inc., 2021. P. 109–132.
22. Kier E. Culture and military doctrine: France between the wars. International security. 1995. Vol. 19. No. 4. P. 65–93. https://doi.org/10.2307/2539120
23. Klein B. Hegemony and strategic culture: American power projection and alliance defense politics. Review of international studies. 1988. Vol. 14. No. 2. P. 133–148. https://doi.org/10.1017/S026021050011335X
24. Legro J. Cooperation under fire: Anglo-German restraint during World War II. Ithaca; London: Cornell University Press, 2013. 255 p.
25. Libel T. Rethinking strategic culture: A computational (social science) discursive-institutionalist approach. The journal of strategic studies. 2020. Vol. 43. No. 5. P. 686–709. https://doi.org/10.1080/01402390.2018.1545645
26. Libel T. Strategic culture as a (discursive) institution: A proposal for falsifiable theoretical model with computational operationalization. Defence studies. 2020. Vol. 20. No. 4. P. 353–372. https://doi.org/10.1080/14702436.2020.1814152
27. Lord C. American strategic culture. Comparative strategy. 1985. Vol. 5. No. 3. P. 269–293. https://doi.org/10.1142/S2377740024500192
28. Merli P. Creating the cultures of the future: Cultural Strategy, policy and institutions in Gramsci. Part I: Gramsci and cultural policy studies: Some methodological reflections. International journal of cultural policy. 2013. Vol. 19. No. 4. P. 399–420. https://doi.org/10.1080/10286632.2011.643872
29. Merli P. Creating the cultures of the future: Cultural strategy, policy and institutions in Gramsci. Part II: Cultural strategy and institutions in Gramsci’s early writings and political practice. International journal of cultural policy. 2013. Vol. 19. No. 4. P. 421–438. https://doi.org/10.1080/10286632.2011.643873
30. Merli P. Creating the cultures of the future: Cultural strategy, policy and institutions in Gramsci. Part III: Is there a theory of cultural policy in Gramsci’s prison notebooks? International journal of cultural policy. 2013. Vol. 19. No. 4. P. 439–461. https://doi.org/10.1080/10286632.2011.643874
31. Midgley M. The origin of ethics. A companion to ethics. Ed. by P. Singer. Oxford: Blackwell Publishers Ltd., 1993. P. 3–13.
32. Mirow W. Strategic culture, securitisation and the use of force: Post-9/11 security practices of liberal democracies. London: Routledge, 2016. 267 p.
33. Measuring identity: A guide for social scientists. Ed. by R. Abdelal, Y.M. Herrera, A.I. Johnston, R. McDermott. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 428 p.
34. Najmaei A. The case of executives’ cultural intelligence in behavioral strategy: An introductory essay and a research agenda. Cultural values in strategy and organization. Ed. by T.K. Das. Charlotte, NC: Information Age Publishing, Inc., 2021. P. 187–228.
35. Putnam R.D. Studying elite political culture: The case of “ideology”. American political science review. 1971. Vol. 65. No. 3. P. 651–681. https://doi.org/10.2307/1955512
36. Schmidt V.A. Discursive institutionalism: The explanatory power of ideas and discourse. Annual review of political science. 2008. Vol. 11. No. 1. P. 303–326. https://doi.org/10.1146/annurev.polisci.11.060606.135342
37. Schmidt V.A. Taking ideas and discourse seriously: Explaining change through discursive institutionalism as the fourth “new institutionalism”. European political science review. 2010. Vol. 2. No. 1. P. 1–25. https://doi.org/10.1017/S175577390999021X
38. Snyder J. The Soviet strategic culture: Implications for limited nuclear operations: A project Air Force report prepared for the United States Air Force. Santa Monica, Calif.: Rand, 1977. 40 p.
39. van Dijk T.A. Elite discourse and racism. Newbury Park; London; New Delhi: SAGE Publications, 1993. 320 p.
40. Wedel J.R. Shadow elite: How the world’s new power brokers undermine democracy, government, and the free market. New York: Basic Books, 2009. 283 p.
41. Wedel J.R. Beyond conflict of interest: Shadow elites and the challenge to democracy and the free market. Polish sociological review. 2011. Vol. 174. No. 2. P. 149–165. https://doi.org/10.2307/41275196
42. Wedel J.R. Rethinking corruption in an age of ambiguity. Annual review of law and social science. 2012. Vol. 8. No. 1. P. 453–498. https://doi.org/10.1146/annurev.lawsocsci.093008.131558
43. Wedel J.R. Unaccountable: how elite power brokers corrupt our finances, freedom, and security. New York; London: Pegasus Books, 2016. 386 p.
44. Wedel J.R. From power elites to influence elites: Resetting elite studies for the 21st century. Theory, culture & society. 2017. Vol. 34. No. 5–6. Special issue: Elites and power after financialization. P. 1–26. https://doi.org/10.1177/0263276417715311.
45. Williams G.A. The concept of “egemonia” in the thought of Antonio Gramsci: Some notes on interpretation. Journal of the history of ideas. 1960. No. 21. No. 4. P. 586–599. https://doi.org/10.2307/2708106.
46. Williams R. Base and superstructure in Marxist cultural theory. New left review. 1973. Vol. 1. No. 82. P. 3–16. https://doi.org/10.64590/vvo.
47. Williams R. Marxism and literature. Oxford: Oxford University Press, 1977. 224 p.
2. Bobbio N. Politica culturale e politica della cultura. Rivista di filosofia. 1952. Vol. 43. No. 1. P. 61–74.
3. Bobbio N. Difesa della libertà. Società. 1952. Vol. 8. No. 3. P. 512–520.
4. Bourdieu P. Homo academicus. Paris: Les Éditions de Minuit, 1984. 320 p.
5. Capoccia G., Daniel R., Kelemen D.R. The study of critical junctures: Theory, narrative and counterfactuals in historical institutionalism. World politics. 2007. Vol. 59. No. 3. P. 341–369. https://doi.org/10.1017/S0043887100020852
6. Carley R.F. Cultural studies methodology and political strategy: Metaconjuncture. Cham: Palgrave Macmillan, 2021. 142 p.
7. Cohen A. Two-Dimensional man: An essay on the anthropology of power and symbolism in complex society. Berkeley; Los Angeles; London: Routledge, 1974. 156 p.
8. Cohen A. The politics of elite culture. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 2020. 257 p.
9. Cultural Values in Strategy and Organization. Ed. by T.K. Das. Charlotte, NC: Information Age Publishing, Inc., 2021. 362 p.
10. Dumas L.J., Wedel J.R., Callman G. Confronting corruption, building accountability: Lessons from the world of international development advising. New York: Palgrave Macmillan, 2010. 203 p.
11. Eagleton T. Marxism and deconstruction. Contemporary literature. 1981. Vol. 22. No. 4. P. 477–488. https://doi.org/10.2307/1207879
12. Eyal G., Buchholz L. From the sociology of intellectuals to the sociology of interventions. Annual review of sociology. 2010. Vol. 36. No. 1. P. 117–137. https://doi.org/10.1146/annurev.soc.012809.102625
13. Faucheux C. Strategy formulation as a cultural process. International studies of management and organization. 1977. Vol. 7. No. 2. P. 127–138. https://doi.org/10.1080/00208825.1977.11656225
14. Gray C.S. Strategic culture as context: The first generation of theory strikes back. Review of international studies. 1999. Vol. 25. No. 1. P. 49–69. https://doi.org/10.1017/S0260210599000492
15. Holt D., Cameron D. Cultural Strategy: Using innovative ideologies to build breakthrough. Oxford: Oxford University Press, 2010. 387 p.
16. Jones G. L. Elite culture, popular culture and the politics of hegemony. History of European ideas. 1993. Vol. 16. No. 1–3. P. 235–240. https://doi.org/10.1016/S0191-6599(05)80123-8
17. Johnston A.I. Thinking about strategic culture. International security. 1995. Vol. 19. No. 4. P. 32–64. https://doi.org/10.2307/2539119»10.2307/2539119
18. Johnston A.I. Cultural realism: Strategic culture and grand strategy in Chinese history. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1998. 307 p.
19. Johnston A.I. Strategic cultures revisited: Reply to Colin Gray. Review of international studies. 1999. Vol. 25. No. 3. P. 519–523. https://doi.org/10.1017/S0260210599005197
20. Johnston M. Shadow elite: How the world’s new power brokers undermine democracy, government and the free market by Janine R. Wedel. New York: Basic Books, 2009. Governance. 2013. Vol. 26. No. 4. P. 698–700. https://doi.org/10.1111/gove.12051
21. Keller J., Wen Chen E. Culture, paradoxical frames, and behavioral strategy. Cultural values in strategy and organization. Ed. by T. K. Das. Charlotte, NC: Information Age Publishing, Inc., 2021. P. 109–132.
22. Kier E. Culture and military doctrine: France between the wars. International security. 1995. Vol. 19. No. 4. P. 65–93. https://doi.org/10.2307/2539120
23. Klein B. Hegemony and strategic culture: American power projection and alliance defense politics. Review of international studies. 1988. Vol. 14. No. 2. P. 133–148. https://doi.org/10.1017/S026021050011335X
24. Legro J. Cooperation under fire: Anglo-German restraint during World War II. Ithaca; London: Cornell University Press, 2013. 255 p.
25. Libel T. Rethinking strategic culture: A computational (social science) discursive-institutionalist approach. The journal of strategic studies. 2020. Vol. 43. No. 5. P. 686–709. https://doi.org/10.1080/01402390.2018.1545645
26. Libel T. Strategic culture as a (discursive) institution: A proposal for falsifiable theoretical model with computational operationalization. Defence studies. 2020. Vol. 20. No. 4. P. 353–372. https://doi.org/10.1080/14702436.2020.1814152
27. Lord C. American strategic culture. Comparative strategy. 1985. Vol. 5. No. 3. P. 269–293. https://doi.org/10.1142/S2377740024500192
28. Merli P. Creating the cultures of the future: Cultural Strategy, policy and institutions in Gramsci. Part I: Gramsci and cultural policy studies: Some methodological reflections. International journal of cultural policy. 2013. Vol. 19. No. 4. P. 399–420. https://doi.org/10.1080/10286632.2011.643872
29. Merli P. Creating the cultures of the future: Cultural strategy, policy and institutions in Gramsci. Part II: Cultural strategy and institutions in Gramsci’s early writings and political practice. International journal of cultural policy. 2013. Vol. 19. No. 4. P. 421–438. https://doi.org/10.1080/10286632.2011.643873
30. Merli P. Creating the cultures of the future: Cultural strategy, policy and institutions in Gramsci. Part III: Is there a theory of cultural policy in Gramsci’s prison notebooks? International journal of cultural policy. 2013. Vol. 19. No. 4. P. 439–461. https://doi.org/10.1080/10286632.2011.643874
31. Midgley M. The origin of ethics. A companion to ethics. Ed. by P. Singer. Oxford: Blackwell Publishers Ltd., 1993. P. 3–13.
32. Mirow W. Strategic culture, securitisation and the use of force: Post-9/11 security practices of liberal democracies. London: Routledge, 2016. 267 p.
33. Measuring identity: A guide for social scientists. Ed. by R. Abdelal, Y.M. Herrera, A.I. Johnston, R. McDermott. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 428 p.
34. Najmaei A. The case of executives’ cultural intelligence in behavioral strategy: An introductory essay and a research agenda. Cultural values in strategy and organization. Ed. by T.K. Das. Charlotte, NC: Information Age Publishing, Inc., 2021. P. 187–228.
35. Putnam R.D. Studying elite political culture: The case of “ideology”. American political science review. 1971. Vol. 65. No. 3. P. 651–681. https://doi.org/10.2307/1955512
36. Schmidt V.A. Discursive institutionalism: The explanatory power of ideas and discourse. Annual review of political science. 2008. Vol. 11. No. 1. P. 303–326. https://doi.org/10.1146/annurev.polisci.11.060606.135342
37. Schmidt V.A. Taking ideas and discourse seriously: Explaining change through discursive institutionalism as the fourth “new institutionalism”. European political science review. 2010. Vol. 2. No. 1. P. 1–25. https://doi.org/10.1017/S175577390999021X
38. Snyder J. The Soviet strategic culture: Implications for limited nuclear operations: A project Air Force report prepared for the United States Air Force. Santa Monica, Calif.: Rand, 1977. 40 p.
39. van Dijk T.A. Elite discourse and racism. Newbury Park; London; New Delhi: SAGE Publications, 1993. 320 p.
40. Wedel J.R. Shadow elite: How the world’s new power brokers undermine democracy, government, and the free market. New York: Basic Books, 2009. 283 p.
41. Wedel J.R. Beyond conflict of interest: Shadow elites and the challenge to democracy and the free market. Polish sociological review. 2011. Vol. 174. No. 2. P. 149–165. https://doi.org/10.2307/41275196
42. Wedel J.R. Rethinking corruption in an age of ambiguity. Annual review of law and social science. 2012. Vol. 8. No. 1. P. 453–498. https://doi.org/10.1146/annurev.lawsocsci.093008.131558
43. Wedel J.R. Unaccountable: how elite power brokers corrupt our finances, freedom, and security. New York; London: Pegasus Books, 2016. 386 p.
44. Wedel J.R. From power elites to influence elites: Resetting elite studies for the 21st century. Theory, culture & society. 2017. Vol. 34. No. 5–6. Special issue: Elites and power after financialization. P. 1–26. https://doi.org/10.1177/0263276417715311.
45. Williams G.A. The concept of “egemonia” in the thought of Antonio Gramsci: Some notes on interpretation. Journal of the history of ideas. 1960. No. 21. No. 4. P. 586–599. https://doi.org/10.2307/2708106.
46. Williams R. Base and superstructure in Marxist cultural theory. New left review. 1973. Vol. 1. No. 82. P. 3–16. https://doi.org/10.64590/vvo.
47. Williams R. Marxism and literature. Oxford: Oxford University Press, 1977. 224 p.
Статья
Поступила: 13.08.2025
Опубликована: 17.12.2025
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
ACM
[1]
Гуторов, В.А. 2025. Стратегическая культура и элиты: политико-теоретические аспекты аналитики. Власть и элиты. 12, 3 (дек. 2025), 7-30. DOI:https://doi.org/10.31119/pe.2025.12.3.1.
Раздел
Проблемы исследования элит и властных отношений